Клады – легенды и реальность

 

Часть 2

 

Интереснейший экспонат хранится в Кировском областном краеведческом музее. Его история связана с крестьянской войной под предводительством Емельяна Пугачева и кладами, все еще скрытыми в вятской земле.

 

klady-lr-02

«Подлинное изображение бунтовщика и обманщика Емельки Пугачева». Прижизненный портрет 1770-х годов

 

В 50-е годы 19 века крестьянкой из деревни Политенки близ села Верхосвятицкого Глазовского уезда Вятской губернии (сегодня это Фалёнский район Кировской области) был найден «заветный камень» с вырезанной на нем надписью.

Найденный камень упоминается в статье Елены Юрьевны Мокеровой, опубликованной в «Нумизматическом сборнике Государственного Исторического музея» Москва (2005г.).

Надпись на «заветном камне» гласит, что «Есаул Макаров и атаман Сухопаров, с отрядом из 28 сибирских пугачевских воинов сокрыли клад. Состав клада: По пети рублей а поклажи серебром 44 сей поклажи златою казною червной монетой 58 тысяч».

На камне, напоминающем по форме кирпич, был оставлен «завет» - вырезанный на его сторонах текст, рассказывающий, где и кем зарыт разбойничий клад, и заклятие на охрану сокровища от посягательств. На одной из плоскостей закладного камня есть информация о том, как исполнить «завет» и снять заклятие, дабы клад безопасно для находчика «дался в руки».

Для добычи клада: «Нужно было приготовить холст, откормить трех черных петухов, чтобы открыть клад». Но для этого, написано на камне, нужен особый человек – «отговорщик кладов».

Без специалиста по снятию заговора на клад к поискам пугачевского золота приступить страшились. Поэтому камень поменял несколько владельцев и в результате попал к крестьянину Котельничского уезда Боброву, о котором шла молва как о колдуне, умеющем отчитывать клады.

 

klady-lr-01

 

В 1872 году Бобров передал камень вятскому губернатору, затем камень попал в Вятский публичный музеум. На камне стоит дата: 4 мая 1774 года – время, когда основная армия Пугачева находилась на Южном Урале. Следовательно, этот «сибирский отряд» в нее не входил. Есть предположение современных историков, что атаман Сухопаров со своим отрядом действовал самостоятельно, как отдельная боевая единица на Среднем Урале. И это личность историческая.

 

klady-lr-04

Авилов М.И. «Рабочие уральских заводов привозят пушки Емельяну Пугачеву»

 

Несмотря на все попытки найти сокровища, пока следов пребывания пугачевских отрядов на территории, входящей сегодня в Кировскую область, не обнаружено, как не обнаружен и сам клад, скрытый ватагой бунтовщиков. Основная проблема состоит в том, что до сих пор не известно точное место находки закладного камня: слишком много раз он переходил из рук в руки, обрастая легендами и небылицами.

Между тем клад «пугачевцев» скрытый в вятской земле, с точки зрения историков не является невероятным фактом.

Обстоятельства принуждали Пугачёва постоянно передвигаться – ему нужно было поднимать восстание всё в новых регионах России, одновременно избегая столкновения с крупными контингентами царской армии.

По ходу своего передвижения Пугачёв получал значительные ценности: разграбленные дворянские усадьбы, захваченные казённые деньги во взятых городах, деньги и драгоценности, отобранные у зажиточных горожан и купцов. При необходимости быстрого перемещения Пугачеву и его ставке некогда было возить с собой крупные партии денег, золотых и серебряных украшений, нужно было всегда помнить о риске военного поражения – в этом случае тайники должны были помочь снова собраться с силами и организовать продолжение борьбы, а при необходимости и скрыться от властей.

Восстание Пугачёва состояло из множества локальных восстаний, средства, на поддержание которых, могли понадобиться в любой момент в самых разнообразных регионах, в том числе и в Вятском наместничестве, через которое отрядам Пугачева открывался путь на Москву по широкому богатому на села и города тракту. 

 

klady-lr-03

Бубнов Ю.А. «Въезд Пугачева в Чувашию»

 

Виктор Бердинских в книге «История кладоискательства в России» пишет о большой вероятности находок именно «пугачевских» кладов. В отличие от легенд о сокровищах атамана разбойников Кудеяра, истории о кладах пугачевцев имеют под собой реальную историческую основу. И некоторым счастливчикам удалось найти разбойничьи ухоронки в районах отмеченных действиями армии самозванца.

В. Бердинских «История кладоискательства в России» М. 2011 г.:

«В начале XIX века всколыхнулась волна кладовых записей и душераздирающих легенд с нечистой силой, погребами с горящей лампадкой и туго набитыми сундуками. Но реально, и возле Оренбурга, и в Казани, Саратове, Симбирске, Царицыне, и на дороге из Саранска в Пензу, и на старых уральских заводах, да и в других местах — Емельян Пугачев и его атаманы зарывали часть своей казны в землю. Находили клады Пугачева в корчаге, находили, кстати, и в железном сундуке — но многое осталось лежать в земле по сей день.
Кладовые приметы и знаки пугачевских кладов сохранились во многих областях России».

Автор книги – известный вятский историк, автор множества книг, отмечает, что основной сложностью при поиске кладов в России, является обширность территорий и, конечно, естественное изменение географического ландшафта – пустоши на месте бывших деревень очень быстро зарастают и пропадают в необъятных лесах, реки меняют свое русло, древние вековые дубы, служившие и ориентирами и оберегами сокровищ, либо спилены, либо погибли. Так что при отсутствии ориентира опора на кладовые записи теряет свою актуальность. Но вместе с тем повышается вероятность случайной находки клада, осколки пугачевской казны могут выйти на поверхность и в результате строительных работ и в результате эрозии почвы, ведь по древним поверьям клад сам решает, кому вверить свою судьбу!

По преданиям, каждому кладу предназначен свой срок выхода на волю. Тогда он начинает ворочаться в земле, привлекать к себе внимание нужного человека. Над ним по ночам появляется свет. И дается в руки лишь тому, кому он предназначен – обращается в книге к народным поверьям историк Виктор Бердинских.

 

Продолжение следует…

Алексей Фоминых