Как остаться в живых на копе и дома


Кто ходит в поле по утрам,
Тот поступает мудро.
Известно всем, тарам-парам,
На то оно и утро.
© почти Винни-Пух

Проснулся я, значит, ночью. Тишина. Только едва слышно под подушкой скребется телефончик родимый. Шур-шур, так, шур-шур. На вибре под подушкой ездит. Будит меня на коп утренний. Встал я с кровати, глаза продрал, плечи расправил, да как, в душевном порыве закричу «Эгегей… Привет, утро доброе! Привет, деревня раздольная!» Хорошо, что мозг после первой «Э» успел рот закрыть, а то огреб бы кочергой от жены. А у меня ведь голова как пинпоинтер, если с большими железными предметами встречается, то внутри сразу звон начинается, а иногда еще и вибрация. В общем, хорошо, что успел рот закрыть.

Собрался потихоньку, чтобы не разбудить никого. Костюм защитный нацепил, чтобы из космоса никто не заметил. Встал у двери. Готовлюсь, значит, сил набираюсь. Дверь-то у нас в деревне массивная, закрывается плотно, фиг с первого раза откроешь. Так еще и скрипучая, зараза, а мне ж надо потихоньку выбежать во избежание глобального конфликта с рукоприкладством. Собрался с силами, толкнул дверь плечом, выскочил, захлопнул и стою, жду криков. Но на этот раз пронесло. Что ж, теперь можно идти, машину заводить, да выдвигаться в сторону древних поселений.

Машина как часы: ключ от себя, и вот уже мотор запел свою приятно рычащую песню. Все оборудование давно в багажнике. Остается быстро закрыть ворота, и вот через пару минут я уже лечу вдоль бескрайних полей в нужном направлении. Люблю все-таки наше русское лето, особенно ранее. Светло уже часа в 3, воздух свежий, еще не пыльный, зелень вокруг яркая и сочная. Смотришь, и душа радуется. А самое главное - никого вокруг нет. Все спят. И ты один на один с природой. Едешь и напеваешь песенку кота Леопольда: «Мне сегодня весело с самого утра, напеваю песенку про свои дела, а дела прекрасные всё мне по плечу, и скажу, не хвастая – горы сворочу…» (Да, у меня маленькая дочка, и да, я знаю все песни из мультиков наизусть =)

Вот она – знакомая отворотка с асфальта, ведущая через зеленеющие поля. Где-то там вдали, всего в паре километров отсюда, несет свои воды река, обычная, скромная, небольшая, с непонятным даже местным названием «Ирмез». Но именно она давала жизнь. На ее берегу рождались, взрослели, старились и умирали многие поколения наших предков, оставляя после себя крупицы своего творчества, своего мастерства, своей истории. Именно там в это солнечное утро я и хотел найти свой первый рыжик. А кто ж не хочет?

Не успел я съехать на полевую дорогу, как перед машиной прямо на колее возник крепкий и упитанный ежик. Он смачно жевал какую-то свою ежачью вкусность. Я остановился. Ежик медленно, словно нехотя, повернул голову. В его недвусмысленном взгляде, обращенном на меня, однозначно читалась фраза «Ну и чо?». После этого он так же спокойно повернул голову и вернулся к своей трапезе, явно не собираясь уступать мне дорогу. Я пребывал в замешательстве. Убийство ежиков, особенно нелитературными методами, не входило в мои утренние планы. С другой стороны, ежик, берущий на понт, тоже не вписывался в концепцию доброго утра. В итоге я решил вызвать наглое животное на дуэль, и, дабы привлечь его внимание, три раза нажал на клаксон. Безвольный клаксон, повинуясь приказу, троекратно оглушительно рявкнул. В ответ на это колючий противник, не удостоив меня взглядом, аристократично нырнул в траву. Я собирался вдавить педаль в пол и рвануть в сторону урочища, как заметил лежащую у обочины подкову, видимо, поднятую при последней перепашке. Не взять такое я не мог. Люблю, знаете ли, всякую интересную кованинку.

Тут надо сказать, что бывшая деревня не пашется и представляет собой небольшой массив старых деревьев, где, видимо, за счет более плодородной земли трава чуть ли не с весны успевает вымахать по колено. Гулять по таким зарослям малоэффективно, поэтому обычно я загоняю машину под кроны деревьев, чтобы она поменьше нагревалась под прямыми солнечными лучами, а сам гуляю с прибором по окружающим полям. Но сегодня меня ждал сюрприз.

Сюрпризом оказался размеренно прогуливающийся по дорожке красивый фазан. Я офигел. По-другому и не скажешь. В наших краях они, если и водились, то лет эдак много-много давно назад. И вот тут включился режим охотника, коим я никогда не являлся. Но, видимо, сказалась близость древнего поселения, в голове звучало одно «Дичь, дичь, ДИЧЬ!». Реально оценив свои шансы, я понял, что ни с МД, ни с лопатой поймать его не удастся. Оставалось только одно – идти на таран. Я нажал на газ. Животина, до этого спокойно гуляющая прямо по дороге, видимо, почуяв какой-то пятой точкой неладное, вспорхнула вверх и отлетела на безопасное расстояние. Покушение не удалось. Боевой запал начал затухать. В голову, как птица, влетела хорошая мысль: раз уж испробовать жаркое из фазана не удастся, то хотя бы сфотографирую эту дивную птицу на память и как доказательство встречи. Потихоньку вынул из кармана телефон и успел сделать лишь один снимок. Тут потусторонние силы в очередной раз сообщили фазану, что пора сваливать, и он со свистом умчался в кусты. Мне ничего не оставалось, как заняться делом, ради которого я, собственно, и не давал покоя местной фауне.

Солнышко поднималось все выше, радуя своим теплом. Земля набирала силу, чтобы дать начало новой жизни. Я, как всегда, гулял по полю, собирал потерянные когда-то и кем-то предметы. Ничто не предвещало беды…

«…И она так и не случилась». Говорится в известной шутке, сегодня же произошло ровно до наоборот. «Птичка» Беркут-5 запела, предупреждая, что где-то под землей затаился объект из цветного металла, и, судя по VDI, он обещал быть интересным. Я привычным движением скинул с уставшего плеча опытный фискарь, намереваясь сделать ямку и одномоментно разбогатеть. Как вдруг где-то позади меня в небо с шумом пушечного залпа рванула огромная птица. У меня чуть инфаркция не случилась от неожиданности. Портки, слава богу, не намокли. Я похвалил себя за это, с интересом наблюдая, как в небе надо мной кружит огромная птица. То ли неясыть, то ли что-то другое из семейства совиных. Птица не спешила улетать, она наматывала круг за кругом, то снижаясь, то чуть поднимаясь. Стало как-то не по себе. Слышал немало историй про случаи, когда вороны клевали в голову проходящих мимо гнезд людей. Сейчас, видимо, происходило все то же самое, за исключением того, что птица, летающая надо мной, была в разы крупнее вороны. Надо было что-то делать. Я поднял вверх МД, представил, что это ружье и громко сказал «Пиф-паф». Это не возымело никакого эффекта. То ли птица уже видела металлоискатели и понимала, что это не ружье, то ли темные силы вселились не только в фазана, и толкали этот летающую тумбочку на подвиги.

А сигнал, как назло, хороший, улепетывать без проверки никак не хотелось! И я принял решение - буду копать! В случае чего, попробую сыграть в бейсбол. Типа пикирует на меня этот комок перьев, а я его херррак фискарем и за край поля выбиваю. А сзади тысячи болельщиков повскакивали со своих мест и стоя мне рукоплещут…

Что-то я замечтался. Включаю режим косоглазия: один глаз на яму, второй — на летающий и орущий истребитель. Воткнул. Копнул. Поднял трофей. Слава богу, после очередной перепашки находка находилась практически на самом верху. Сунул в карман. Схватил МД и быстрым шагом двинул подальше от этого места, постоянно поглядывая в небо. Отойдя на приличное расстояние, я и не заметил, как и куда пропал небесный охотник. На память о нем, я достал из кармана найденное колечко. Появилось время его спокойно рассмотреть. Колечко оказалось необычным: серебряное с изображенным на щитке чаепитием и двумя клеймами: 85 проба и 1820 год. Подобного я еще не находил. Такие находки всегда трогают за душу. Странно осознавать, что данному предмету без малого уже 200 лет. Безымянного мастера, отлившего его, уже давным-давно нет в живых, и вряд ли кто-то из ныне живущих знает, где его могила. Но память о нем продолжает жить в изделиях, созданных его искусными руками. Обычно такие мысли приводят к риторическому вопросу: «А что останется после меня?», за которым следует поход в погребок за бутылкой вина. Но время, выделенное на сегодняшний коп, и так подходило к концу, и я, засунув колечко вместе с грустными мыслями в карман, снова бросился бегать по полю размахивая клюшкой.

Не успел я пробежать и 20 метров, как мой Беркут снова замурлыкал полифонией. Короткий взмах лопаты и мне на руку вывалился сломанный крестик. Блин. Вот так всегда. Все беды от негативных мыслей. Надо было как-то изгнать из себя этого негативного беса, и я решил выпить. Алкоголь с собой на коп я никогда не беру. Поэтому пришлось прибегнуть к позитивному мышлению и представить, что вода в бутылке - это кагор. И у меня получилось!

Всего 1 шаг вперед и прибор уверенно запел, причем сразу двумя четкими цветными сигналами. Сделав несколько взмахов, я убедился, что это не глюк. Лопата к бою! Спустя несколько секунд ямка выкопана. Еще несколько взмахов металлоискателем, чтобы определить точное местоположение цели. После этого начинается классический и привычный многим копателям ритуал: перед катушкой делаются замысловатые магические пасы руками. Комок за комком я перебирал выкопанную землю. Но хабар не хотел идти в руки. Пришлось еще раз перепроверить место поисков, цель сместилась, но сигнал продолжал оставаться четким. Снова пассы руками, достойные Амаяка Акопяна. Ляськи-масяськи, сим-салябим, ахалай-махалай! Безрезультатно. Приз оставался в земле. Вспомнился недавний выезд в соседнее поле, где после таких же манипуляций из ямок извлекалась обычная дробь. Внутри шла яростная борьба извечного пессимизма и русской веры в чудо. В итоге вера победила, и, как показала практика, не зря.

Долго ли, коротко ли, но после очередного взмаха прибор оживился. Ура! Я разжал кулак. На ладони сверкала и улыбалась чешуйка. Несмотря на свою величину, эти находки всегда радуют какой-то своей первобытной необычностью. Радость переполняла, но рядом ждал еще один сигнал.

Ямка. И снова чешуя! Это не могло не радовать.

Я взглянул на часы. Пора было закругляться. Конечно, приехать домой с копа вовремя обычно не получается никогда. Но если задерживаться сильно, то можно огрести семейных проблем, а может быть даже получить физические увечья с использованием предметов кухонной утвари.

Я неспешно двинулся в сторону машины. Не знаю, как у других, но мне часто хабар попадается именно по пути назад. Даже если за всю прогулку вообще ничего не нашел. Может быть, и надежда и позитивное ожидание увеличивают глубину МД? Загадка.

До машины оставалось совсем чуть-чуть, как внимание привлекло какое-то движение. На земле, чуть поодаль, рванули с низкого старта две мышки. Может быть, они спали, греясь в лучах ласкового солнца, а может быть, смачно поедали какие-то оставшиеся на земле злаковые культуры. Но заметили они меня одновременно и со всех своих маленьких ножек бросились наутек, и было бы им спокойное счастье, но траектории их движения на пути к спасенью пересеклись. Бум! Мышки стукнулись лбами и, получив по сотрясению, отправились в полет к звездам, более не обращая на меня никакого внимания. В голове крутился вопрос: «Интересно, есть ли в мышином царстве какие-либо ПДД, чтобы точно определить виновного?» Размышляя над этим, я подошел поближе. Уже успевший испачкаться телефон перекочевал из кармана в руку. Место происшествия настойчиво просилось в кадр, однако вид погибших мышек, беспомощно валяющихся на жесткой земле, наводил на мысли об аморальности данного поступка. Однако мои моральные терзания были недолгими. Серые бестии, одновременно вскочив, рванули в свои норки и через мгновение скрылись в недрах земли.

Памятуя о сегодняшнем везении на находки рядом с живностью, я начал неистово махать прибором над местом мышиной встречи. Сигнала не было. Помахал более вдумчиво. Облом. Видимо, и, правда, сегодняшний коп подошел к концу.

Что ж, пускай сегодня не повезло и рыжик не нашел, но ведь не это главное. Главное то, что чудесное настроение и незабываемые впечатления от этого забавного зооприключения навсегда останутся в моей памяти.


Как остаться в живых на копе
Как остаться в живых на копе
Как остаться в живых на копе


Ломовских Алексей

орфография и пунктуация автора сохранены.